Полезные статьи

Развитие пространственных представлений у дошкольников

Умственное развитие ребенка – сложный процесс. Это формирование познавательных процессов, накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственные способности – это те психологические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. Развитие умственных способностей достигается косвенным путем: В процессе усвоения знаний. В данном случае примером таких знаний являются задачи на пространственную ориентировку.


Система работы по развитию у дошкольников пространственных представлений включает:


  1. Ориентировку «на себе»; освоение «схемы собственного тела»;
  2. Ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых;
  3. Освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед – назад, вверх – вниз, направо – налево;
  4. Определение расположения предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка отсчета фиксируется на самом субъекте;
  5. Определение собственного положения в пространстве (точка стояния), относительно различных объектов;
  6. Определение пространственной размещенности предметов относительно друг друга;
  7. Определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т.е. в двухмерном пространстве; определение их размещенности относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещены.


Работа на занятиях во всех возрастных группах по формированию пространственных представлений у детей включает ориентировку в трехмерном (основных пространственных направлениях) и двухмерном (на листе бумаги) пространстве. Главным на занятиях является проведение тщательно подобранных, постепенно усложняющихся упражнений, заданий-поручений, заданий-требований с предметами и без них. Все многообразие приемов и методов обучения на занятиях направлено на различие, дифференциацию, осознание, точное словесное обозначение основных пространственных направлений в разных практически действенных ситуациях.


Прежде всего необходимо научить детей различать и называть части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок и пр. Большое значение имеет выделение симметричных частей собственного тела и обозначение их словами «правая», «левая». Эти знания мы закрепляем в дидактических играх: «Кто правильно скажет и покажет?», «Найди пару» (парные силуэты сапожек, рукавичек, перчаток). Детей необходимо знакомить с названиями обеих рук одновременно, подчеркивая их различные функции.


Затем на этой основе начинается целенаправленное формирование у детей опыта ориентировки в пространстве по основным направлениям. В процессе обучения различаемое ребенком направление пространства связывается с представлениями о сторонах собственного тела. Мы использовали упражнения, в которых требовалось воспроизвести направление по названию, самостоятельное обозначение их словом, показ из статического положения, передвижение в указанном направлении, переход к их различению в процессе ходьбы и бега, с выполнением поворотов. Например, игры: «Скажи, где что находится?», «Три медведя», «Разноцветные цепочки», «Найди игрушку», «Жмурки» и пр. Двигаясь в соответствии с указаниями, меняя направление движения, делая различные повороты, дети упражняются в определении основных пространственных направлений. Во всех этих случаях дети ориентируются в пространстве «от себя».


Важнейшим условием понимания ребенком пространственных отношений между предметами является умение ориентироваться «на себе» и «на предметах». Мы учили детей выделять различные стороны у предметов: верхнюю и нижнюю, лицевую (переднюю) и тыльную (заднюю), боковые (правую и левую). С этой целью проводили различные дидактические игры, упражнения, набольшие инсценировки, рассматривали иллюстрации, в которых внимание детей привлекали к различным вариантам пространственных отношений между предметами, обучая правильно отражать их в речи, используя предлоги и наречия. Например, в играх «Куда закатился мяч?», «Куда спрятался жучок?», «Зверушки на дорожках» и пр.


Далее необходимо учить детей ориентироваться не только в трехмерном пространстве, но и на плоскости, т.е. двухмерном пространстве. Это не сразу дается детям. Многие дети не знают, где у листа бумаги верх, где низ. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений: в центре, посередине, справа, слева, сбоку, в углу (верхний правый угол и пр.), затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний. Например, в играх «Где находятся звери?», «Размести фигуры», «Нарисуй картинку палочками», «Полет в космос» (маршрут космического корабля) и т.п., также различные варианты зрительных диктантов.


Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т.д.


Мы такие упражнения выполняем на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например, «Обставь кукле комнату как на рисунке», «Кукла Маша купила мебель», «Разведчики» (найти спрятанный пакет, пользуясь картой), «Путешествие» (игра по схеме), «Найди зайчика». Дети осваивают условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры), пространственных направлений (линии, стрелки) и т.д. В играх с планом дети учатся соотносить схематическое изображение с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, они произвольно трансформируют трехмерное пространство в двухмерное и наоборот.


Таким образом, работа по развитию пространственных представлений у детей ведется нами в разных направлениях, с постоянным усложнением заданий.

Нет комментариев

Добавить комментарий