Цель: Сформировать у детей понятия «космос», «космическое пространство»; объяснить, что представляет собой Солнечная система, познакомить с ее строением; ввести понятие «звезды», «планеты», «кометы»; учить кратко отвечать на конкретно поставленные вопросы; развивать фонематический слух и закрепить знание букв; учить ориентироваться по плану, развивать логическое мышление.
Материал: Схема-кроссворд, схема для изготовления макета Солнечной системы; шапочки с изображениями планет Солнечной системы; план групповой комнаты; звезды; план-схема созвездия Большая Медведица; пластилин.
Ход занятия
Наше сегодняшнее занятие не совсем обычное. Чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, необходимо отгадать ключевое слово нашего занятия. Мы будем отгадывать его по буквам и запишем в этих клеточках.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
К |
О |
С |
М |
О |
С |
- В 3 клетке запишем букву, которая спряталась в слове «сон». В слове «сон» эта буква стоит на первом месте.
- В 6 клетке запишем букву, которая спряталась в слове «осока». В слове «осока» нужная нам буква стоит на втором месте.
- В 1 клеточке запишем букву, которая спряталась в слове «окно». В этом слове нужная нам буква стоит на втором месте.
- В 5 клеточке запишем букву, которая стоит на третьем месте в слове «крот».
- В 4 клеточке запишем букву, которая стоит на последнем месте в слове «костюм».
- Во 2 клеточке запишем букву, которая стоит на четвертом месте в слове «салон».
Какое слово у нас получилось? (Космос)
Молодцы ребята, сегодня мы поговорим о Космосе.
Скажите, пожалуйста, что такое Космос? (Это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету.)
Правильно, это пространство не пустое, оно заполнено различными космическими телами – звездами, планетами, кометами и метеоритами.
Кто из вас читал или слышал – что такое звезды?
Правильно, звезды – это огромные огненные шары. А почему же они нам кажутся такими маленькими? Да потому, что они находятся очень далеко от нас! А какая звезда к нам ближе всего?
Это наша звезда – Солнце. Что она дает нашей планете? (Она дает Земле свет и тепло, без него не было бы жизни на Земле.)
За все это мы должны быть благодарны Солнцу! Каждое утро, видя его восход, улыбайтесь Солнцу и говорите ему «спасибо».
Физкультминутка «Солнышко.
(По методике «Расскажи стихи руками»)
Раньше всех на свете Солнце встало,
А как встало – принялось за дело:
Обошло всю Землю
И устало –
Отдыхать за лесом темным село.
Если вдруг его найдешь в лесу ты,
Там где на траве туман и сырость,
Не буди,
У Солнца сон – минуты,
Не шуми,
Весь день оно трудилось!
У нашей звезды – Солнца есть своя семья. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звезд? (Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты из твердых, жидких частиц и газов.)
Какие вы знаете планеты Солнечной системы? (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
А теперь давайте сделаем макет Солнечной системы.
Итак, вы знаете, что все планеты движутся вокруг Солнца по кругу – орбите. Каждая планета движется по своей орбите. Давайте поместим каждую планету на свою орбиту.
(На листе ватмана, в центре, расположен оранжевый круг – Солнце. Орбиты планет обозначены определенным цветом. Дети из пластилина делают планеты и помещают их на орбиты определенного цвета. Напомнить детям, что планеты разного размера. Размещая готовую планету, ребенок должен сказать, как она называется и на каком расстоянии от Солнца она находиться. Уточнить, на какой планете будет больше света и тепла. Слишком близко – очень горячо, слишком далеко – очень холодно.)
Игра «Планеты по местам»
(Раздать детям шапочки с изображениями планет. Предложить детям разойтись в разные стороны и по сигналу построить модель Солнечной системы. Кто из планет быстрее займет свое место? Затем каждая «планета» должна сделать круг вокруг Солнца. При этом обратить внимание детей: чем ближе планета расположена к Солнцу, тем быстрее она пойдет по кругу.)
Молодцы, ребята!
Итак, в космосе есть много самых разных звезд. Вокруг них, как вокруг нашего Солнца, вращаются планеты. Звезды отличаются друг от друга размерами. Есть звезды гиганты, а есть звезды – карлики. Все известные нам звезды занесены на карту – Карту звездного неба.
Значками различной величины на карте показаны звезды от ярчайших, до менее заметных. Они имеют названия. Самые яркие из них подписаны: Сириус, Вега, Антарес, Мицар.
Если на карте условными белыми линиями соединить между собой определенные звезды, то перед вами предстанут сказочные фигуры – Созвездия.
На карте они подписаны крупными заглавными буквами: Скорпион, Дева, Кит, Лев и пр. Созвездий очень много, но мы сейчас поговорим о созвездии Большой Медведицы.
Сколько звезд в созвездии Большой Медведицы? (7 звезд)
На что похоже это созвездие? (На ковш)
Древние люди считали, что все эти звезды, если их соединить вместе, похожи на медведицу: конец ручки ковша – это нос, несколько звезд под ковшом – это ее лапы и туловище, а сам ковш – седло.
Я предлагаю из звезд выложить созвездие Большой Медведицы. Но для этого вам необходимо найти звезды, они спрятаны в группе. А поможет вам в этом план. На нем указано, где находится каждая звезда.
Игра с планом «Найди звезду»
Молодцы, ребята! Все звезды отыскали. Теперь у нас получится выложить созвездие Большой Медведицы.
Приступайте!
(Использовать план-схему созвездия)
Молодцы!
Я думаю, что скоро станут возможны полеты к звездам. Кто знает, ребята, может быть, и кто-нибудь из вас сможет совершить такой полет. Для этого нужно не бояться мечтать и фантазировать, а также уметь идти к поставленной цели, преодолевая все препятствия!
Вам понравилось наше занятие? Что понравилось больше всего? Вы хотели бы больше узнать о космосе? Мы обязательно продолжим наши исследования!
Нет комментариев
Добавить комментарий