Полезные статьи

Осенние мелодии

Программное содержание:

Познакомить детей с новым литературным произведением. Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к поэтическому описанию яркой осенней природы; помочь детям почувствовать эмоционально-чувственный настрой стихотворений; раскрыть значение выразительных средств и авторских приемов, используемых в произведениях; продолжать формировать интерес к поэзии. Закреплять умение иллюстрировать словесный образ действием. Развивать память, речь, мимическую выразительность, творческое воображение, эмпатию.


Материалы: Иллюстрации к произведениям, предметная картинка, зеркальце, модели для заучивания стихов, картинки-пиктограммы с изображениями настроений, листы бумаги, краски, кисти, записи музыкальных произведений А. Вивальди, А. Рыбникова.


Ход занятия


Ребята, сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по стране Поэзия. Вы любите слушать стихи, сами их читать? А может быть, кто-то из вас пробует сочинять собственные стихи?


Страна Поэзия - волшебная страна! Когда в нее попадаешь, все вокруг начинает звучать по-особому: напевно, гармонично. Нам хочется покачиваться в такт прекрасной мелодии – мелодии стихов.


А вы хотели бы попасть в эту страну? Замечательно! Давайте отправимся туда! Но как же это сделать? Я, кажется, знаю, кто нам сможет помочь переправиться в страну Поэзия – это не простой помощник, он сказочный герой. И он желает, чтобы вы про него отгадали загадку:


Ванька-встанька из волчка

В нем увидит толстячка.

Кукла Катя – синеглазка

В нем увидит свои глазки,

Ну а Оленька – подружка

В нем увидит хохотушку!

А царица от него

Не дождется ничего!

(Зеркало)


Молодцы, ребята, конечно, это волшебное зеркальце из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях А.С. Пушкина.


Оно поможет нам перенестись в страну Поэзия и, именно, туда где нас ждут. Но для этого необходимо произнести волшебные слова.

Повторяйте за мной:


По зеркальному веленью,

По нашему хотенью –

Сквозь волшебное стекло

Унеси нас далеко,

Унеси в волшебный лес,

Полный сказочных чудес!


Во все времена года наша природа прекрасна. Но есть одно время года, которое дарит нам необыкновенную красоту. В это время природа, словно отдавая, нам жар своего сердца, вспыхивает ярко, загорается в последний раз, чтобы потом заснуть до весны глубоким сном.


Какое же это время года? Правильно, это осень.


Вспомните, как мы любовались с вами красотой осенней природы, бродя по парку, лесу, полю.


Релаксация «Осенние грезы».


Под музыку А. Вивальди «Времена года: Осень».


Сядьте удобно, закройте глаза. Давайте представим, что мы очутились на поляне в осеннем лесу. Почувствуйте этот особый запах осени: терпкий запах нагретой коры деревьев, душистой сухой травы, прелых листьев, горьковатый запах дыма от лесного костра, удивительный запах грибов. Прислушайтесь к голосам улетающих в дальние края птиц. Мы наслаждаемся последними теплыми лучами солнца, ярким, нарядным убором деревьев и кустов.


Откройте глаза. Как называется этот период осени, в котором мы с вами сейчас побывали? Правильно, это «бабье лето». Послушайте, как красиво и проникновенно об этом периоде осени сказала поэтесса:


Есть время природы особого цвета,

Нарядного солнца, нежнейшего зноя,

Оно называется «бабье лето»

И в прелести спорит с самою весною.


Уже на лицо осторожно садится

Летучая легкая паутинка

Как звонко поют запоздалые птицы!

Как пышно и звонко пылают куртины!

О. Бергольц.


Есть еще одно замечательное стихотворение об осени, с которым мы недавно познакомились. Написал его Иван Бунин. В своем стихотворении поэт прочувствовал и передал нам свое удивление, восторг перед красотой осенней природы, любование ею. Предлагаю рассказать это стихотворение руками!


Дети рассказывают стихотворение И. Бунина «Листопад» по методике «Расскажи стихи руками».


Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной.

За лето высох он от солнца…


Вот молодцы! Какое настроение возникает у вас при прочтении этих стихов? А почему у вас такое настроение?


Да! Как бы красиво и проникновенно об осени ни говорили поэты, мы слышим ее прощальный привет. Это праздник радости и грусти, красоты расставания. Скоро зима.


Ой, посмотрите, ребята, волшебное зеркальце подает знак, что-то хочет сообщить нам! Ну конечно, оно говорит, что мы забыли о главном действующем лице осеннего праздника - ярком листочке!


Лист осенний расписной

Кружится над головой,

Будто хочет он сказать:

«Нас не надо забывать!»


Посмотрите, что это? Да это же картинки-модели к стихотворению Елены Рейцман «Осенний лист». Вы, наверно, уже догадались, для чего нужны эти картинки? Правильно, осенний листочек хочет, чтобы мы выучили про него стихотворение, а помогут нам в этом картинки-модели!


Заучивание стихотворения Е. Рейцман «Осенний лист» с опорой на картинки-модели.


Осенний лист так одинок.

Он никому не нужен.

И обречен он точно в срок

Лететь с деревьев в лужу.

Но я его к себе возьму

На память о разлуке,

Из черной лужи подниму

В согревшиеся руки.

Прижму к себе

И, как дитя,

Спасу его от горя.

И сохранит он мне, шутя,

И лес, и дождь, и море.


(Дети слушают стихотворение.)


Какое настроение вызывает у вас это стихотворение? Покажите нужную картинку-пиктограмму. (Работа с картинками-пиктограммами настроений).


Как вы думаете, о чем думает этот последний листочек на дереве?


Чего он боится? О чем мечтает? О чем мы могли бы помечтать вместе с ним? Кто помогает перемещаться осеннему листочку в воздухе?


Конечно, волшебник-ветер! Вот он подул, и мы превратились в листочки.


Психогимнастика «Падают, падают листья».

Волшебник-ветер подул, поднял листочки с земли, они закружились в воздухе… и полетели…


Некоторые листочки своим черешком, как рукой, держатся за ветку дерева. Крепко держатся листочки за веточку. Ветерок подул… Ветер дует сильнее… Сильный ветер подул…


Падают, падают листья –

В нашем саду листопад…

Желтые, красные листья

По ветру вьются, летят.

(И. Ивешева)


Все листочки слетели с ветки и закружились в воздухе в медленном танце.


Что вы чувствуете? Где вы сейчас?


Молодцы! Мы снова превратились в детей! Предлагаю тем, кто хочет, рассказать стихотворение «Осенний лист» наизусть. Нам помогут картинки-модели.


( 2-3 ребенка рассказывают стихотворение наизусть.)


Замечательно! А волшебное зеркальце опять подает нам какой-то знак.


Оно говорит о том, что нам пора домой! Наше сегодняшнее путешествие по стране Поэзия подходит к концу. Но мы сможем вернуться в эту страну всякий раз, читая и рассказывая свои любимые стихи!


По зеркальному веленью,

По нашему хотенью –

Возврати нас в детский сад –

Дом родной для всех ребят!


Вот мы и снова очутились в нашей группе! Какое здесь все родное и знакомое… в гостях хорошо – а дома лучше! Но в память о нашем волшебном путешествии предлагаю нарисовать все то, что вам понравилось и запомнилось больше всего! Это может быть и прогулка по осеннему лесу, и полет одинокого листочка в воздухе, и даже сама страна Поэзия, такая, какой вы ее себе представляете.


Подумайте и представьте, как это можно изобразить на листе бумаги? Какие краски вы будете использовать? С каким настроением вы будете рисовать? А теперь давайте улыбнемся друг другу, возьмем нужные краски и нарисуем то, что вы представили.


Дети рисуют под музыку А. Рыбниковы «Вдохновение».


Самостоятельная деятельность детей.


Выставка и анализ работ.


Молодцы! А теперь возьмите свои рисунки, прижмите их к сердцу и пусть вам надолго запомнится наше путешествие по сказочной стране Поэзия!

Нет комментариев

Добавить комментарий