Цели:
Познакомить детей с новым литературным произведением. Помочь детям почувствовать эмоционально-чувственный настрой стихотворения; раскрыть значение выразительных средств и авторских приемов, используемых в произведении. Продолжать воспитывать любовь к русской классической поэзии. Продолжать учить детей ориентироваться по плану групповой комнаты, закрепить знание детьми свойств квадрата, умение работать по схеме, а также навыков работы с бумагой. Расширить знание детей о животных жарких стран и их детенышей, подвести к пониманию переносного смысла некоторых выражений, имеющих отношение к характеристикам человеческих качеств. Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.
Материалы:
Демонстрационный: иллюстрации с изображением животных жарких стран, глобус, схемы, модели для заучивания стихов, мяч, картинки-пиктограммы настроений, план группы, музыкальные произведения.
Раздаточный: квадратные листочки белой бумаги (15*15 см.).
Ход занятия.
Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте:
На столе передо мной
Закружился шар Земной:
Арктика, Экватор, Полюс –
Уместил всю Землю ….
(Глобус)
Молодцы! А вот еще загадка:
Мир Земли,
Такой огромный,
Уместился в шарик скромный?
Что это такое? Да, все это глобус.
Что такое глобус? (Это - модель Земли)
Правильно! Земля огромный шар. Глобус – ее модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на нашей планете: океаны и моря, материки и острова.
А кто сможет назвать материк, на котором расположена наша страна? (Евразия). А как называется страна, в которой живем мы с вами?
(Россия)
Велика и необъятна страна - Россия:
«Необъятная страна»
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая
Наша родина большая,
Необъятная страна.
Наша страна не только одна из самых больших, но она еще и очень красивая. Природа России – поля, леса, озера, цветы и деревья, всегда славились тихой проникновенной красотой! Красота родной природы воспета в стихах многими поэтами, жившими и очень давно и совсем недавно.
Какие стихи, описывающие красоту русской природы, вы помните? Так как сейчас зима, давайте вспомним только «зимние» стихи.
(Дети перечисляют знакомые произведения).
Красота родной природы вдохновила также и поэта С. Есенина на создание задушевных стихотворений – одно из них «зимнее» стихотворение - «Белая береза». Давайте расскажем его руками и мимикой своего лица. Молодцы!
Ребята, я вам открою маленький секрет! Мне известно стихотворение очень похожее на «Белую березу» Есенина. Хотите его послушать? Но для этого необходимо сесть удобнее и чуть-чуть помечтать.
Релаксация (звучит спокойная музыка).
Закройте глаза. Представьте, что мы с вами идем по лесной тропинке, ее почти всю занесло снегом. Кое-где мы даже проваливаемся по пояс в мягкий пушистый снег. По краям тропинки стоят деревья, они будто спят, укутанные в теплую шубку. Между деревьями виднеется маленький домик, из трубы идет дым, а под окном у него стоит стройная береза. Она тоже укутана белым снегом.
Вот мы и пришли. Откройте глаза!
Мы очутились в стихотворении, которое называется «Печальная береза», а написал его Афанасий Фет.
(Чтение стихотворения)
Красивое стихотворение, правда?
Какие чувства вызвало у вас оно?
Ребята, это стихотворение написано очень давно. Поэтому в нем встречаются такие необычные слова: прихоть, разубрана, денница.
Например, как вы понимаете слово «прихоть».
(Это капризное желание, причуда)
А как вы понимаете выражение «береза разубрана»?
(Наряжена)
Значит мороз, по своему капризному желанию нарядил березу так, как ему захотелось, в белый снег и иней.
Как об этом говорится в стихотворении?
(Дословный повтор)
С чем поэт сравнивает концы ветвей?
(С гроздьями винограда)
А что же поэт имел в виду, когда сравнивал зимний наряд березы с трауром?
Что означает это слово?
(Траурный наряд – значит печальный, скорбный)
А почему? – Потому что он зимний!
Людям всегда казалось, что зимой, когда природа спит, она замирает, как будто умирает, но до весны! А весной она опять оживет. Но хоть наряд и траурный, он все равно радует взгляд, потому что он белый, пушистый, переливается на солнце всеми цветами радуги!
У нас осталось еще одно необычное слово «денница». Что оно может обозначать?
Так в старину называли утреннюю зарю. Когда солнце встает над землей, его лучи отражаются в кристалликах снега. Вот и получается, что утренняя заря – денница, «играет», переливается на зимнем уборе ветвей!
Этюд «Расскажи стихи руками»
Кто из вас хочет рассказать это стихотворение наизусть? Вам помогут картинки!
(Используются картинки-модели для заучивания стихов)
Давайте опять посмотрим на глобус. Вот она – наша страна. В нашей стране, мы с вами знаем, очень холодно зимой и бывает очень жарко летом. Но есть страны… Правильно! Есть страны, где всегда жарко! Кто знает, как они называются? А хотите попасть туда?
Отправляемся в путешествие! А на чем удобнее путешествовать по дальним странам? (На самолете или корабле)
Молодцы! Чтобы насладиться красотой природы нашей планеты, мы отправимся в путешествие на корабле.
В далеком бурном море
По волнам голубым
Плывет, плывет кораблик,
Дельфины вслед за ним.
Летаю рядом чайки,
Звезда горит вдали.
Он бы и рад причалить,
Да в море нет земли.
Итак, чтобы отправится в путешествие нам необходимо построить корабль. «Строить» мы его будем из бумаги. А затем поплывем, например, в Африку!
Сейчас я раздам вам листочки бумаги… Но где же она? Я положила ее на стол, а она куда-то исчезла!
Ой, я, кажется, все поняла. Это проделки проказника ветра! Он раскидал листочки по группе. А то место, куда они упали, он указал на плане нашей группы.
Давайте найдем их! (Дети ищут листочки в указанном на плане группы месте, попутно объясняя свои действия).
Молодцы, ребята, все листочки бумаги нашли.
(Дети садятся за столы). Скажите, какой формы листок? (Квадратной). Почему вы так думаете? (Потому что у квадрата четыре угла, четыре стороны и все они одинаковой длины).
Молодцы! Вот из этого квадрата бумаги я предлагаю сделать кораблик. Делать мы его будем поэтапно. Каждый этап обозначен на картинке-схеме. Это поможет вам сделать все правильно и ничего не забыть.
(Дети делают кораблик способом оригами. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь нуждающимся).
Какие замечательные кораблики у нас получились!
Дети, вы слышали о корабле,
Самом прекрасном на всей Земле?
Этот корабль называется так:
«Сангл-бангл-тингл-так».
Ребята! Внимание! Каждый из вас
Может попробовать хоть сейчас
Сказать без запинки: «сангл-бангл-тингл-так»
Кто может сказать «сангл-бангл-тингл-так»
Тот может прямо в Африку плыть,
И важничать, как заправский моряк,
На корабле «Сангл-бангл-тингл-так»!
(По Д. Радович)
На этом корабле, который называется…
(Дети произносят название). Предлагаю отправится в Африку!
Релаксация.
Закройте глаза. Представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг то желтые, то мелкие нежные как пудра пески. То серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.
А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год буйная зелень. Это тоже Африка.
Откройте глаза. Представили этот удивительный край? А какие животные здесь живут? Назовите их.
(Дети называют: обезьяны, слоны, бегемоты, носороги, львы, верблюды, жирафы, крокодилы и пр.).
Вывешиваю картинки.
Посмотрите на картинки, сколько здесь интересных животных! И у всех животных есть детеныши милые и трогательные. Давайте уточним, кто у кого!
Дидактическая игра «Кто у кого» с мячом.
Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, и называть животное, а вы детенышей этого животного: одного или нескольких.
У слонихи…слоненок, слонята.
У жирафа…жирафенок, жирафята.
У крокодила…крокодильчик, крокодильчики.
У верблюдицы…верблюжонок, верблюжата.
У зебры…жеребенок, жеребята.
У черепахи…черепашонок, черепашата.
У бегемота…бегемотик, бегемотики.
У львицы…львенок, львята.
Психогимнастика в комплексе с этюдами на эмоциональное состояние.
Садимся на ковер. Ребята, представьте, что вы львята. Вы спите. А теперь вы проснувшиеся львята, вытягиваете то передние, то задние лапки.
А теперь вы взрослые львы – крадущиеся в зарослях. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь потянемся вверх, как жирафы. А теперь вы гиены.
Я страшная гиена (сдвинуть брови).
Я гневная гиена (сморщить нос).
От гнева на моих губах
Всегда вскипает пена (оттопырить губу).
А теперь глубоко вздохнули и превратились в облачко. Выдохнули и опустились.
А вы знаете, что про животных жарких стран в нашем русском языке часто вспоминают? Часто характеры людей, особенности их внешности, поведения сравнивают с разными животными, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он может сравниться с этими животными, похоже двигаться, есть, вести себя с другими.
Я сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, к какому человеку подходит это сравнение? Начинаем!
Львиная грива. О каком человеке можно так сказать?
(Так можно сказать о человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос).
Слоновий топот или топает как слон?
(Это человек с тяжелой походкой).
Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?
(Так можно сказать о человеке, которого ничем не удивишь, это толстокожий человек).
Обезьяньи ужимки?
(Так говорят о том, кто любит кривляться).
Крокодиловы слезы?
(Говорят о человеке, проливающем лживые слезы).
Черепаший шаг?
(О человеке, который очень медленно ходит).
Замечательно! Вот мы и побывали в Африке, жаркой стране. Пора возвращаться домой! Давайте возьмем наши кораблики:
Поезжай за моря-океаны,
Надо всею землей пролети:
Есть на свете и жаркие страны,
Но такой, как у нас не найти!
Вот мы и дома. Давайте назовем наш точный и полный адрес!
Собираем «географическую матрешку».
(Дети называют адрес детского сада: мы находимся в доме № 31, на улице Водяная, в городе Томске, в стране Россия, на материке Евразия, на планете Земля, в Солнечной системе, в галактике Млечный путь, во Вселенной).
Молодцы!
Можете назвать свой собственный адрес?
Ответы детей.
Теперь мы точно дома! В гостях хорошо, а дома лучше!
Нет комментариев
Добавить комментарий