Полезные статьи

Плывёт кораблик

Цели:

Познакомить детей с новым литературным произведением. Помочь детям почувствовать эмоционально-чувственный настрой стихотворения; раскрыть значение выразительных средств и авторских приемов, используемых в произведении. Продолжать воспитывать любовь к русской классической поэзии. Продолжать учить детей ориентироваться по плану групповой комнаты, закрепить знание детьми свойств квадрата, умение работать по схеме, а также навыков работы с бумагой. Расширить знание детей о животных жарких стран и их детенышей, подвести к пониманию переносного смысла некоторых выражений, имеющих отношение к характеристикам человеческих качеств. Развивать творческое воображение, фантазию. Формировать целостную картину мира, расширять кругозор.


Материалы:

Демонстрационный: иллюстрации с изображением животных жарких стран, глобус, схемы, модели для заучивания стихов, мяч, картинки-пиктограммы настроений, план группы, музыкальные произведения.

Раздаточный: квадратные листочки белой бумаги (15*15 см.).


Ход занятия.


Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки. Послушайте:


На столе передо мной

Закружился шар Земной:

Арктика, Экватор, Полюс –

Уместил всю Землю ….

(Глобус)

Молодцы! А вот еще загадка:

Мир Земли,

Такой огромный,

Уместился в шарик скромный?


Что это такое? Да, все это глобус.


Что такое глобус? (Это - модель Земли)


Правильно! Земля огромный шар. Глобус – ее модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на нашей планете: океаны и моря, материки и острова.


А кто сможет назвать материк, на котором расположена наша страна? (Евразия). А как называется страна, в которой живем мы с вами?


(Россия)


Велика и необъятна страна - Россия:


«Необъятная страна»

Если долго-долго-долго

В самолете нам лететь,

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда

И леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймем тогда, какая

Наша родина большая,

Необъятная страна.


Наша страна не только одна из самых больших, но она еще и очень красивая. Природа России – поля, леса, озера, цветы и деревья, всегда славились тихой проникновенной красотой! Красота родной природы воспета в стихах многими поэтами, жившими и очень давно и совсем недавно.


Какие стихи, описывающие красоту русской природы, вы помните? Так как сейчас зима, давайте вспомним только «зимние» стихи.


(Дети перечисляют знакомые произведения).


Красота родной природы вдохновила также и поэта С. Есенина на создание задушевных стихотворений – одно из них «зимнее» стихотворение - «Белая береза». Давайте расскажем его руками и мимикой своего лица. Молодцы!


Ребята, я вам открою маленький секрет! Мне известно стихотворение очень похожее на «Белую березу» Есенина. Хотите его послушать? Но для этого необходимо сесть удобнее и чуть-чуть помечтать.


Релаксация (звучит спокойная музыка).


Закройте глаза. Представьте, что мы с вами идем по лесной тропинке, ее почти всю занесло снегом. Кое-где мы даже проваливаемся по пояс в мягкий пушистый снег. По краям тропинки стоят деревья, они будто спят, укутанные в теплую шубку. Между деревьями виднеется маленький домик, из трубы идет дым, а под окном у него стоит стройная береза. Она тоже укутана белым снегом.


Вот мы и пришли. Откройте глаза!


Мы очутились в стихотворении, которое называется «Печальная береза», а написал его Афанасий Фет.

(Чтение стихотворения)


Красивое стихотворение, правда?


Какие чувства вызвало у вас оно?


Ребята, это стихотворение написано очень давно. Поэтому в нем встречаются такие необычные слова: прихоть, разубрана, денница.


Например, как вы понимаете слово «прихоть».


(Это капризное желание, причуда)


А как вы понимаете выражение «береза разубрана»?


(Наряжена)


Значит мороз, по своему капризному желанию нарядил березу так, как ему захотелось, в белый снег и иней.


Как об этом говорится в стихотворении?


(Дословный повтор)


С чем поэт сравнивает концы ветвей?


(С гроздьями винограда)


А что же поэт имел в виду, когда сравнивал зимний наряд березы с трауром?


Что означает это слово?


(Траурный наряд – значит печальный, скорбный)


А почему? – Потому что он зимний!


Людям всегда казалось, что зимой, когда природа спит, она замирает, как будто умирает, но до весны! А весной она опять оживет. Но хоть наряд и траурный, он все равно радует взгляд, потому что он белый, пушистый, переливается на солнце всеми цветами радуги!


У нас осталось еще одно необычное слово «денница». Что оно может обозначать?


Так в старину называли утреннюю зарю. Когда солнце встает над землей, его лучи отражаются в кристалликах снега. Вот и получается, что утренняя заря – денница, «играет», переливается на зимнем уборе ветвей!


Этюд «Расскажи стихи руками»


Кто из вас хочет рассказать это стихотворение наизусть? Вам помогут картинки!


(Используются картинки-модели для заучивания стихов)


Давайте опять посмотрим на глобус. Вот она – наша страна. В нашей стране, мы с вами знаем, очень холодно зимой и бывает очень жарко летом. Но есть страны… Правильно! Есть страны, где всегда жарко! Кто знает, как они называются? А хотите попасть туда?


Отправляемся в путешествие! А на чем удобнее путешествовать по дальним странам? (На самолете или корабле)


Молодцы! Чтобы насладиться красотой природы нашей планеты, мы отправимся в путешествие на корабле.


В далеком бурном море

По волнам голубым

Плывет, плывет кораблик,

Дельфины вслед за ним.

Летаю рядом чайки,

Звезда горит вдали.

Он бы и рад причалить,

Да в море нет земли.


Итак, чтобы отправится в путешествие нам необходимо построить корабль. «Строить» мы его будем из бумаги. А затем поплывем, например, в Африку!


Сейчас я раздам вам листочки бумаги… Но где же она? Я положила ее на стол, а она куда-то исчезла!


Ой, я, кажется, все поняла. Это проделки проказника ветра! Он раскидал листочки по группе. А то место, куда они упали, он указал на плане нашей группы.


Давайте найдем их! (Дети ищут листочки в указанном на плане группы месте, попутно объясняя свои действия).


Молодцы, ребята, все листочки бумаги нашли.


(Дети садятся за столы). Скажите, какой формы листок? (Квадратной). Почему вы так думаете? (Потому что у квадрата четыре угла, четыре стороны и все они одинаковой длины).


Молодцы! Вот из этого квадрата бумаги я предлагаю сделать кораблик. Делать мы его будем поэтапно. Каждый этап обозначен на картинке-схеме. Это поможет вам сделать все правильно и ничего не забыть.


(Дети делают кораблик способом оригами. Самостоятельная работа детей. Индивидуальная помощь нуждающимся).


Какие замечательные кораблики у нас получились!


Дети, вы слышали о корабле,


Самом прекрасном на всей Земле?


Этот корабль называется так:


«Сангл-бангл-тингл-так».

Ребята! Внимание! Каждый из вас

Может попробовать хоть сейчас

Сказать без запинки: «сангл-бангл-тингл-так»

Кто может сказать «сангл-бангл-тингл-так»

Тот может прямо в Африку плыть,

И важничать, как заправский моряк,

На корабле «Сангл-бангл-тингл-так»!

(По Д. Радович)


На этом корабле, который называется…


(Дети произносят название). Предлагаю отправится в Африку!


Релаксация.


Закройте глаза. Представьте себе Африку. Пустыня. Вокруг то желтые, то мелкие нежные как пудра пески. То серые выветренные камни. Знойное мглистое небо дышит жарой – ни воды, ни кустика зелени. Это Африка.


А рядом сплошная стена тропического леса: деревья, кусты, лианы. Листья на них толстые и сочные. Летают птицы, похожие на волшебные цветы. Здесь всегда сумрачно и влажно. Слышится рык хищников и визг обезьян. Здесь круглый год буйная зелень. Это тоже Африка.

Откройте глаза. Представили этот удивительный край? А какие животные здесь живут? Назовите их.


(Дети называют: обезьяны, слоны, бегемоты, носороги, львы, верблюды, жирафы, крокодилы и пр.).


Вывешиваю картинки.


Посмотрите на картинки, сколько здесь интересных животных! И у всех животных есть детеныши милые и трогательные. Давайте уточним, кто у кого!


Дидактическая игра «Кто у кого» с мячом.


Ребята, встаньте в круг. Я буду бросать мяч, и называть животное, а вы детенышей этого животного: одного или нескольких.


У слонихи…слоненок, слонята.

У жирафа…жирафенок, жирафята.

У крокодила…крокодильчик, крокодильчики.

У верблюдицы…верблюжонок, верблюжата.

У зебры…жеребенок, жеребята.

У черепахи…черепашонок, черепашата.

У бегемота…бегемотик, бегемотики.

У львицы…львенок, львята.


Психогимнастика в комплексе с этюдами на эмоциональное состояние.


Садимся на ковер. Ребята, представьте, что вы львята. Вы спите. А теперь вы проснувшиеся львята, вытягиваете то передние, то задние лапки.


А теперь вы взрослые львы – крадущиеся в зарослях. Станем тростником на ветру и возьмем себе его гибкость. А теперь потянемся вверх, как жирафы. А теперь вы гиены.


Я страшная гиена (сдвинуть брови).

Я гневная гиена (сморщить нос).

От гнева на моих губах

Всегда вскипает пена (оттопырить губу).


А теперь глубоко вздохнули и превратились в облачко. Выдохнули и опустились.


А вы знаете, что про животных жарких стран в нашем русском языке часто вспоминают? Часто характеры людей, особенности их внешности, поведения сравнивают с разными животными, чтобы показать, какой это человек, какими чертами внешнего сходства он может сравниться с этими животными, похоже двигаться, есть, вести себя с другими.


Я сейчас буду называть такие определения, а вы мне объясните, к какому человеку подходит это сравнение? Начинаем!


Львиная грива. О каком человеке можно так сказать?


(Так можно сказать о человеке, у которого на голове пышная, огромная прическа, много волос).


Слоновий топот или топает как слон?


(Это человек с тяжелой походкой).


Про кого можно сказать, что у него кожа, как у бегемота?


(Так можно сказать о человеке, которого ничем не удивишь, это толстокожий человек).


Обезьяньи ужимки?


(Так говорят о том, кто любит кривляться).


Крокодиловы слезы?


(Говорят о человеке, проливающем лживые слезы).


Черепаший шаг?


(О человеке, который очень медленно ходит).


Замечательно! Вот мы и побывали в Африке, жаркой стране. Пора возвращаться домой! Давайте возьмем наши кораблики:


Поезжай за моря-океаны,

Надо всею землей пролети:

Есть на свете и жаркие страны,

Но такой, как у нас не найти!


Вот мы и дома. Давайте назовем наш точный и полный адрес!


Собираем «географическую матрешку».


(Дети называют адрес детского сада: мы находимся в доме № 31, на улице Водяная, в городе Томске, в стране Россия, на материке Евразия, на планете Земля, в Солнечной системе, в галактике Млечный путь, во Вселенной).


Молодцы!


Можете назвать свой собственный адрес?


Ответы детей.


Теперь мы точно дома! В гостях хорошо, а дома лучше!

Нет комментариев

Добавить комментарий